В Петрограде, в последний день января 1921 года, на свет появился мальчик, названный Владиславом. Его отец, Игнатий Петрович, был выходцем из Польши, а в Петроград он попал после Первой мировой войны.
Он был очень верующим человеком, но в то время ему приходилось ходить в костел тайно. Игнатий Петрович всю жизнь испытывал страх оттого, что его могут арестовать.
Стржельчик Владислав был поздним ребенком. Он рос самым обыкновенным мальчиком, как и сотни тысяч других советских ребятишек. Был немного шалопаистым ребенком, очень любил сладкое, впрочем, как и большинство малышей.
В школе учился не очень хорошо, но еще сидя за партой, он просто бредил театром. Немного позже юноша поступает в театральную студию при Большом драматическом театре (БДТ).
Это был курс того самого «киношного» Чапаева — Бориса Бабочкина. Учеба захватила его всего. Он был еще студентом, когда его зачислили во вспомогательный состав актерской труппы театра. Начавшаяся война приостановила столь удачно складывающийся учебный процесс.
Военные страшные годы
Стржельчик Владислав был на фронте на протяжении всей Отечественной войны. Сначала он находился в действующей армии, позже — в военном ансамбле. Даже спустя много лет после того, как война окончилась,
Владислав вспоминал это страшное время, тот холод и голод, которые постоянно его сопровождали. Он всегда старался привезти выделяемый ему паек родителям, когда те жили в блокадном Ленинграде.
Владислав Стржельчик, фото которого часто появляется на страницах глянцевых изданий, добирался до города за три десятка километров — когда пешком, когда на попутных машинах. Бывало, что и попадал под обстрел.
Того ужаса, который он тогда пережил, актер не мог забыть до самой смерти. Наверное, именно после тех ужасных дней у него сформировалась привычка заполнять холодильник разными продуктами. Он постоянно покупал все впрок и обязательно в больших количествах.
В 1947 году Владислав Стржельчик, биография, личная жизнь которого вызывала неугасающий интерес у поклонников его необыкновенного таланта, получил диплом об окончании школы-студии при Ленинградском БДТ.
В следующем году он уже находился в составе труппы театра им. Максима Горького (сейчас — им. Г. Товстоногова).
Свет новой жизни
После первой сыгранной роли в спектакле «Много шума из ничего» (актеру предложили роль Клавдио) воплощенное на сцене амплуа героя-любовника шлейфом тянулось и в другие спектакли. Народ был изможден страшной войной и блокадой, голодом и переживаниями.
Теперь все старались как можно быстрее восстановить разрушенный город, чтобы постараться если не забыть о пережитом ужасе, то хотя бы немного отодвинуть его в памяти подальше, в закоулки.
Люди, как маленькие дети, восприимчивые ко всему новому, красивому и яркому, смотрели на абсолютно новую, какую-то сказочную жизнь, где много смеха, шуток, веселья, где нет никакого страха и беды.
Театральные рапсодии
Театралы посолиднее спешили в Александринку на «стариков», а вот БДТ принимала более молодых зрителей, основную массу которых составляли женщины, которые шли на обаятельного и обольстительного Стржельчика.
Узнаваемость и теплое отношение публики наконец-то приходят к молодому актеру. Хвалили его работу в спектакле «Враги» (роль Грекова). Владислав Стржельчик, фильмография которого была богата на интересные и запоминающиеся роли, не отказывался и от костюмных ролей.
Он с удовольствием соглашался играть в «Разоблаченном чудотворце», «Девушке с кувшином», «Слуге двух господ».
Серьезен, как никогда
В своей жизни и в любимой работе актер придерживался несколько педантичных правил. Может быть, кому-то это покажется слишком нудным и совершенно ненужным, но только не такому мастеру, каким был Стржельчик.
Он никогда не позволял себе опоздания даже на пять минут на репетицию. Его ужасно раздражало, если кто-то из его партнеров забывал реплики или недоучил свою роль.
Если кто-то из артистов, находящихся одновременно с ним на одной сцене, не так точно, как это требовалось по роли, следовал заданному режиссерскому узору, Стрежельчик мог вспыхнуть как факел.
Его работа была для него очень дорога, даже священна. И относился он к ней с огромной любовью и скрупулезностью. Владислав Игнатьевич всегда находился в форме, всегда в голосе.
Ведь голос — это инструмент его работы, а профессионал, к коим актер себя оправданно относил, не имеет права выпить накануне спектакля и посадить себе голос.
Постепенно, из года в год, ему удалось перейти из ролей легких, летящих, к достаточно драматическим и характерным — в «Трех сестрах» он играл Кулыгина, в «Обрыве» — Райского, в «Варварах» — Цыганова.
Беда началась с «Макбета»
— Многие актрисы не рожают, всю жизнь посвящая театру. Но у вас и актерская судьба не сложилась…
— На каком-то этапе вдруг поняла, что никогда бы и не заняла в театре высокого положения. Рядом были другие актрисы. Лучше.
— Не каждая актриса в этом признается. — Наверное, это мой недостаток. Может, недооценивала себя, а может, напротив, оценивала очень здраво. Владиславу Игнатьевичу же было хорошо.
Он в БДТ ни разу ни одного слова за меня не замолвил. Моя творческая судьба его не волновала. К слову, и то, что мы имели в жизни, у нас было только потому, что этого хотела я.
Первое жилье получили — и прекрасно, его там все устраивало. Все уже давно переехали в другие районы, в хорошие квартиры, а мы сидели в плохой, далеко от центра.
И пока я не начала пилить, он ничего не хотел делать. Прожив в Московском районе 30 лет, мы лишь к старости переехали в центр. Кроме театра, ему не нужно было ничего.
— Но и в театре со смертью Товстоногова начались проблемы — Стржельчик почти ничего не играл.
— Так сложилось: пришли другие режиссеры, которые не видели его в своих спектаклях. Эти долгие годы муж очень страдал. Хотя, когда я успокаивала: «Ну, Владя, не переживай ты так!», отвечал: «А я и не переживаю». Но я-то знала, что он ждет новой роли.
И вдруг лет через пять Чхеидзе ставит «Прихвостня» Эдуардо де Филиппо и дает Владичке роль. Потом предлагает ему сыграть Дункана в «Макбете».
Мужу эта роль была неинтересна, он считал ее слишком маленькой, но согласился. С «Макбета» и началась беда. Наверное, это действительно мистическая пьеса…
Болезнь подкралась неожиданно. Владичка всегда был веселым, в хорошем настроении. А тут начал приходить мрачным, сильно уставал. Вернется из театра — ложится. Я думала: все-таки 70 лет…
Потом он поехал один на небольшие гастроли в Швейцарию, вернулся грустный: «Больше никуда без тебя не поеду! Ой, как мне было трудно! Пойду гулять — прихожу больной». Однажды куда-то вышел, вернулся: «Еле дошел… Держался за стенку».
Я предложила вызвать врача — «Нет, нет, у меня сегодня „Пылкий влюбленный“, не надо». А самому все хуже и хуже. Я говорю — он плохо понимает.
Позвонила друзьям в Военно-медицинскую академию, где Юрий Леонидович Шевченко был начальником. Врачи приехали, сделали кардиограмму и говорят: «Мы вас забираем».
Он: «Нет, у меня сегодня спектакль, никаких больниц». Это был первый звонок того страшного недуга, который его и погубил. Но врачи не услышали. Владик продолжал шутить, рассказывал анекдоты, и они думали: ну какой же он больной? А муж просто не хотел выглядеть хворым.
В следующий раз он играл в «Пылком влюбленном» и вдруг забыл текст… После спектакля сидел в гримерной белый как мертвец.
На следующий день пошел к врачу. Тот говорит: «У вас предынсультное состояние. Поезжайте в санаторий». Пока я оформляла путевку, муж продолжал репетировать «Макбета».
И каждый день возвращался из театра невменяемый: «Я не могу запомнить текст…» А текста — две страницы! Начинаем работать вместе, я подаю реплики, он говорит-говорит, и вдруг — затычка.
Один раз скажет, второй — не может. Я испугалась: «По-моему, надо не в санаторий ехать, а обследоваться». В этот раз он согласился: «Пожалуй, ты права».
Когда Институте нейрохирургии доктор дала направление на компьютер программу с диагнозом опухоль мозга, мне стало плохо.
Пыталась гнать от себя страшные мысли, думала: этого не может быть. Но на следующий день после обследования ко мне подошел другой врач: «Должен вас огорчить…».
Сейчас я даже не понимаю, как могла это выдержать, не потерять сознание. «Ему ни слова!», — говорю доктору и при появлении мужа начинаю улыбаться — «Ничего страшного!»..
Но жизнь-то идет. Заказаны новые костюмы для спектакля, нужно ехать на примерку. А он выглядит ужасающе.
Будто появилось предчувствие чего-то страшного… Приезжает в БДТ. Вдруг останавливается: «Наверное, я последний раз вхожу в театр». И заплакал. И такая крупная слеза покатилась… В тот день он был в театре последний раз.
Соломон Грегори
Все эти роли приближали Стржельчика к необыкновенно точному раскрытию им немного позже персонажа с непривычным для обывателя именем Соломон. Это была пьеса Миллера под названием «Цена».
Актер сыграл роль Соломона Грегори. Критики, которые могли разнести в пух и прах любого актера и роль, им сыгранную, восхищались этой работой Владислава Игнатьевича, отнеся ее к некоему шедевру, к вершине творческого пути.
Воплощенный на театральной сцене образ старика 90 лет от роду был по своей фактуре богатым и сочным. Соломон жил на сцене БДТ на протяжении двадцати пяти лет.
Несмотря на то что со временем у Стржельчика менялись партнеры в пьесе, именно на нем держался спектакль, именно на его имя шел зритель, именно благодаря ему этот спектакль проходил с оглушительным и незаканчивающимся успехом.
Дети Владислава Стржельчика
Два брака актера предполагали наличие наследников актерской династии. Но детям Владислава Стржельчика и Людмилы Шуваловой так и не суждено было появиться на свет.
Людмила приняла решение посвятить себя мужу, так и не став продолжательницей рода Стржельчик. Второй брак, так и не подаривший детей Владиславу Стржельчику, дал ему возможность, скорее, себя почувствовать ребенком, о котором заботятся, которого любят.
Общение Владислава Игнатьевича с его единственной дочерью Мариной, родившейся в первом браке, после развода с ее матерью было сведено к минимуму.
Воспитанием Марины занимался отчим, и, похоже, что ни Марина, ни ее настоящий отец не испытывали потребности в частом общении. Даже подарки для Марины обычно покупала Людмила Шувалова, а Владислав Игнатьевич их только дарил.
Вторая жена Стржельчика рассказывала о том, что иногда в их семье затрагивалась тема рождения малыша, но она понимала, что недостаток внимания с появлением ребенка Владислав почувствует сразу.
Это могло разрушить их брак так же, как и первый. По этой причине Людмила так и не решилась стать матерью.
Внебрачными детьми Стржельчика считают трех сыновей – Илью, Евгения и Дмитрия. Они все были рождены от разных женщин. Владислав Стржельчик считал своим единственным ребенком дочь Марину, других детей он не признавал.
Дмитрий Исаев – внебрачный сын?
В биографии Владислава Стржельчика было немало любовных историй с продолжением. Актер легко увлекался, но эти чувства редко перерастали во что-то серьезное. Лишь одна из романтических историй петербургского актера оказалась у всех на слуху.
Его отношения с молодой гримершей БДТ Юлией протекали в период его второго брака. В театральной среде трудно скрыть подобные чувства, и многие были в курсе их романа.
В январе 1973 года у Юлии родился сын Дмитрий. По уверениям молодой женщины отцом ребенка являлся Владислав Стржельчик. Сам знаменитый актер так и не признал свое отцовство до конца жизни.
Тем не менее, многие отмечали сходство Дмитрия с Владиславом. Со временем в молодом человеке проявились яркие актерские способности, и он посвятил свою жизнь сцене и кино.
Стржельчик и иные
Стржельчик Владислав умел шутить и с огромным удовольствием это делал. Наверное, самое яркое проявление этого таланта именитого актера было в спектакле «Ханума».
Он играл грузинского князя Вано Пантиашвили, который благодаря артисту буквально лучился тончайшим юмором. Им были пропитаны слова и жесты Владислава Игнатьевича, каждый поворот его головы.
Его коллеги и сейчас с теплотой вспоминают, как приятно было с ним работать, как легко было каждому разделять с ним сцену. Стржельчик всегда очень строго подчинялся логике.
Среди актеров бытует мнение, что они должны взаимодействовать друг с другом во время спектакля по принципу «петелька-крючочек». Стржельчик был партнером идеальным, он всегда чувствовал партнера.
Когда он работал в спектакле с Алисой Фрейндлих, все мастерство выстраивалось на исключительном партнерстве. Да и в жизни они дружили, Владислав Игнатьевич даже крестил внука Алисы Бруновны.
Каждый раз от одного спектакля к другому открывались новые, глубокие и интересные грани таланта великого артиста.
Актер Большого драматического театра
Когда окончилась Великая Отечественная война, Владислав Стржельчик вернулся в студию при Большом драматическом театре. Актер окончил ее в 1947 году. А вскоре его перевели из вспомогательной труппы в основную.
Первой крупной ролью Стржельчика в БДТ стал Клавдио в постановке «Много шума из ничего» по одноименной комедии Уильяма Шекспира. А вскоре актер стал получать главные роли.
В 1951 году он сыграл офицера Михаила Ярового в драме «Любовь Яровая». На студии «Ленфильм» сняли телеверсию этой постановки. В прокате ее посмотрело около 46 миллионов зрителей.
Всего в 1950–60-х у Стржельчика было более 20 ролей в Большом драматическом театре. Актер появлялся в спектаклях «Обрыв», «Идиот», «Горе от ума».
В 1968 году он сыграл в пьесе американского драматурга Артура Миллера «Цена». Стржельчик исполнил роль оценщика Грегори Соломона. В постановке также участвовали Сергей Юрский, Валентина Ковель и Вадим Медведев.
Этот спектакль запретили сразу после премьеры: в нем Миллер раскритиковал СССР за ввод советских войск в Чехословакию в августе 1968 года. Однако постановку продолжали показывать.
Юрский вспоминал: «Мы… играли тайно, раз в две недели, чтоб спектакль не умер. А публика все ходила. И слухи о спектакле волнами расходились по всему городу и далее — в столицу.
Это… типичный пример того, как во времена социализма запрет заменял все виды рекламы. Это было посильнее нынешних зазывных телероликов и ярких журнальных обложек».
Постановку «Цена» разрешили официально показывать в БДТ только в 1969 году. Этого добился Константин Симонов, который и перевел пьесу Миллера с английского на русский язык.
Другим популярным спектаклем Стржельчика в Большом драматическом театре стала комедия «Ханума». Режиссер Георгий Товстоногов переработал одноименный водевиль Авксентия Цагарели — добавил в него стихи поэта Григория Орбелиани.
А драматурги Борис Рацер и Владимир Константинов переложили текст комедии для сцены. В постановке Владислав Стржельчик сыграл одну из главных ролей — князя Вано Пантиашвили. В 1978 году на «Ленфильме» сняли телеверсию спектакля.
Всего в БДТ Стржельчик появился более чем в 40 постановках. Около 20 лет он играл певчего Тетерева в спектакле «Мещане» по пьесе Максима Горького. А в драме «На дне» Стржельчик исполнил роль Актера.
Его киношедевры
Долгая и теплая дружба сложилась у Владислава Стржельчика с кинематографом. Ролей было очень много, все настоящие, объемные, исключающие любые стереотипы. Ни разу нельзя было сказать, что какой-то характер был для актера случайным.
Он был римским правителем из «Визита вежливости» и Яичницей из «Женитьбы», Андреем Туполевым в «Поэме о крыльях» и авантюрист Нарышкин из «Короны Российской империи», бесстрашно разгуливающий на руках по парапету Эйфелевой башни.
Одновременно благодатной и сложной оказалась роль хорошего человека и великолепного авиаконструктора Андрея Николавича Туполева. Этот характер был очень ярким, масштабным, просто поразительным. В этой личности было все: и человек, и эпоха.
В другой картине — «Адъютант Его превосходительства» — он очень аккуратно входил в быт героев, в их личную жизнь. Да и само это произведение по своей форме достаточно камерное. Оно требовало от Стржельчика несколько иных подробностей в характеристике его героя, других деталей.
Творчество
Роли в театре
1946 — «Много шума из ничего» У. Шекспира. Постановка И. Ю. Шлепянова — Клавдио
1948 — «Враги» М. Горького. Постановка Н. С. Рашевскаой — Греков
1949 — «Девушка с кувшином» Л. де Веги — Дон Хуан
1950 — «Тайная война» В. С. Михайлова и Л. С. Самойлова. Постановка P. P. Сусловича — Дмитрий Казин
1950 — «Разлом» Б. А. Лавренёва; режиссёры А. В. Соколов и И. С. Зонне — Полевой
1951 — «Любовь Яровая» К. А. Тренёва; режиссёр И. С. Ефремов — Яровой ,
распорядитель танцев
1951 — «Снегурочка» А. Н. Островского; постановка И. С. Ефремова — Лель
1951 — «Достигаев и другие» М. Горького. Постановка Н. С. Рашевской — Виктор Нестрашный
1952 — «Яблоневая ветка» B. А. Добровольского и Я. Смоляка; постановка А. В. Соколова и Е. З. Копеляна — Володя
1952 — «Рюи Блаз» В. Гюго. Постановка И. С. Ефремова — Рюи Блаз
1953 — «Пролог» А. Штейна; постановка А. В. Соколова — Фёдор
1953 — «Слуга двух господ» К. Гольдони; постановка Г. Г. Никулина — Флориндо Аретузи
1955 — «Разоблачённый чудотворец» Г. Филдинга — Монах Мартин
1956 — «Обрыв» по И. А. Гончарову — Райский
1956 — «Безымянная звезда» М. Себастьяна. Постановка Г. А. Товстоногова — Григ
1957 — «Идиот» по роману Ф. М. Достоевского. Постановка Г. А. Товстоногова — Ганя Иволгин
1959 — «Варвары» М. Горького. Постановка Г. А. Товстоногова — Цыганов
1961 — «Четвёртый» К. М. Симонова. Постановка Г. А. Товстоногова — Он
1962 — «Божественная комедия» И. Штока. Постановка Г. А. Товстоногов — Ангел Д.
1962 — «Горе от ума» А. С. Грибоедова. Постановка Г. А. Товстоногова — Репетилов
1963 — «Карьера Артуро Уи» Б. Брехта. Постановка Э. Аксера — Актёр
1965 — «Три сестры» А. П. Чехова. Постановка Г. А. Товстоногова — Кулыгин
1966 — «Идиот» по роману Ф. М. Достоевского (2-я редакция). Постановка Г. А. Товстоногова — Епанчин
1966 — «Правду! Ничего, кроме правды!!» Д. Аля. Постановка Г. А. Товстоногова — Овермэн
1967 — «Традиционный сбор» В. С. Розова. Постановка Г. А. Товстоногова — Александр Машков
1969 — «Король Генрих IV» У. Шекспира. Постановка Г. А. Товстоногова — Генрих Перси
1969 — «Цена» А. Миллера; режиссёр Р. А. Сирота — Грегори Соломон
1970 — «Третья стража» Г. А. Капралова и С. И. Туманова. Постановка Г. А. Товстоногова — Николай Бауман
1971 — «Тоот, другие и майор» И. Эркеня. Постановка Г. А. Товстоногова — Профессор Киприани
1972 — «Ханума» А. А. Цагарели. Постановка Г. А. Товстоногова — князь Вано Пантиашвили
1975 — «Три мешка сорной пшеницы» В. Ф. Тендрякова. Постановка Г. А. Товстоногова — Адриан Фомич
1976 — «Дачники» М. Горького. Постановка Г. А. Товстоногова — Шалимов
1978 — «Мещане» М. Горького. Постановка Г. А. Товстоногова — Тетерев
1978 — «Пиквикский клуб» Ч. Диккенса. Постановка Г. А. Товстоногова — Сэм Уэллер
1980 — «Волки и овцы» А. Н. Островского. Постановка Г. А. Товстоногова — Беркутов
1982 — «Амадеус» по пьесе П. Шеффера. Постановка Г. А. Товстоногова и Юрий Аксёнов — Сальери
1985 — «Последний пылкий влюблённый» Н. Саймона. Постановка Г. А. Товстоногова — Барни Кэшмен
1985 — «На всякого мудреца довольно простоты» А. Островского. Постановка Г. А. Товстоногова — Городулин
1987 — «На дне» М. Горького. Постановка Г. А. Товстоногова — Актёр
1993 — «Призраки» Э. де Филиппо. Постановка Т. Н. Чхеидзе — Паскуале
Телеспектакли
1952 — Разлом — поручик Владимир Полевой
1953 — Враги — слесарь Алексей Греков
1953 — Любовь Яровая — дирижёр танцев
(нет в титрах)
1953 — Слуга двух господ — Флориндо Аретузи
1954 — Два брата
1963 — Зима тревоги нашей — Ричард Уолдер
1963 — Мститель — Пауль Ридель
1963 — Очарованный странник — князь
1963 — Рембрандт — Баннинг Кук
1964 — Верю в тебя
1965 — Братья Рико — Рико
1965 — Верный робот; по Ст. Лему; режиссёр И. Рассомахин — Клемпнер
1965 — Страх и отчаяние в Третьей империи — Фей, советник
1965 — Обещание счастья — Башилов (новелла «Дождливый рассвет»), доктор
(новелла «Белая радуга»)
1966 — Театральные встречи БДТ в Москве — ведущий
1966 — Хижина на Большой тропе
1967 — Путешественники
1967 — Четвёртый
1968 — Ать-два… и в дамки! — Лепус Тимидус
1968 — Мужество
1968 — Перед бурей — Иван Коломийцев
1968 — Последние дни[10] — Николай I
1968 — Принц Наполеон — граф де Морни
1969 — Кто он?
1969 — Правду! Ничего, кроме правды! — сенатор Ли Обермен
1969 — Смерть Вазир-Мухтара; по Ю. Н. Тынянову; режиссёры: Р. А. Сирота, В. Э. Рецептер — Чаадаев
1970 — Двадцать седьмой неполный — Виктор Николаевич Карташов
1971 — Карьера Артуро Уи — актёр
1971 — Ограбление в полночь — грабитель
1971 — Фиеста; по роману Э. Хемингуэя «И восходит солнце»; режиссёр С. Ю. Юрский — Майкл Кембл
1972 — 31-й отдел — бывший сотрудник 31-го отдела
1973 — Тоот, другие и майор — профессор Киприани
1978 — Ограбление в полночь — грабитель
1978 — Полковник Шабер — полковник Шабер
1978 — Ханума — князь Вано Пантиашвили
1980 — Выход из случая
1981 — Дело Артамоновых — Илья Артамонов
1982 — Монт-Ориоль — Вильям Андермат
1986 — Равняется четырём Франциям
1986 — БДТ тридцать лет спустя — Барни Кэшмен
(сцена из спектакля «Этот пылкий влюблённый»)
1989 — Последний пылкий влюблённый — Барни Кэшмен
Фильмография
1942 — Машенька — белофинский офицер
(нет в титрах)
1949 — Академик Иван Павлов — гимназист
(нет в титрах)
1957 — Балтийская слава — Антон Сергеевич Батурин
1957 — Это случилось на Некрасовской (короткометражный) — художник Кистянский
1957 — Рядом с нами — начальник цеха Михаил Алексеевич Зыбин
1958 — Андрейка — офицер
(нет в титрах)
1958 — В дни Октября — адъютант Клепиков
1958 — Кочубей — эпизод (нет в титрах)
1959 — Достигаев и другие — Виктор Нестрашный
1960 — Воскресение — граф Шенброк (нет в титрах)
1961 — Балтийское небо — Громеко, военврач
1961 — Василий Докучаев — Виталий Андреевич, секретарь министра
1964 — Гранатовый браслет — Николай Николаевич Мирза-Булат-Тугановский
1964 — Сон — Николай I
1965 — Гибель эскадры — князь, лейтенант, Кнорис
1965 — Как вас теперь называть? — генерал Бруно Готтбург, он же Альфонс Коррель
1965 — Третья молодость (СССР, Франция) — Николай I
1965—1967 — Война и мир — Наполеон I
1966 — На диком бреге — директор института (нет в титрах)
1967 — Весна на Одере — полковник Семён Семёнович Красиков
1967 — Генерал Рахимов — бригадефюрер СС Фрике
1967 — Зелёная карета — Николай I
1967 — Майор Вихрь — Берг
1967 — Софья Перовская — Александр II / следователь
1968 — Наши знакомые — Капилицын
1968 — Штрихи к портрету В. И. Ленина — доктор Граховский
1968—1971 — Освобождение — генерал Антонов
1969 — Адъютант его превосходительства — генерал Ковалевский
1969 — Он был не один — капитан норвежского судна
1969 — Старый знакомый — эпизод
1969 — Чайковский — Николай Рубинштейн
1970 — Конец атамана — атаман Дутов
1970 — Крушение империи — Протопопов
1970 — Мир хижинам — война дворцам — Владимир Винниченко
1970—1971 — Корона Российской империи, или Снова неуловимые — пан Борислав Стешальский, он же Владимир Сухоруков, он же Феликс Ройтнер, он же князь Семён Пуховдульский, он же граф Степан Нарышкин
1972 — Визит вежливости — префект Помпеи
1972 — Меченый атом — Пётр Михайлович Брунов, генерал-полковник
1972 — Приваловские миллионы — Александр Павлович Половодов
1973 — Истоки — дипломат Матвей Крупнов
1973 — Моя судьба — Геннадий Александрович Барабанов, отец Людмилы
1973 — Открытая книга — Валентин Крамов
1974 — Дорогой мальчик — Мак-Доннел, шеф гангстеров
1974 — Повесть о человеческом сердце — Илья Капитонович, хирург, чиновник
1974 — Соломенная шляпка — Антуан Петипьер Нонанкур, садовод, тесть Фадинара
1974—1977 — Блокада — архитектор Фёдор Васильевич Валицкий
1975 — Звезда пленительного счастья — граф Лаваль
1976 — Всегда со мною… — Андрей Ильин
1976 — Освобождение Праги — генерал Антонов
1976 — Повесть о неизвестном актёре — Михаил Тверской
1976 — Преступление — Каретников
1976 — Театральные истории (короткометражный) — Трагик
1977 — Женитьба — Яичница
1977 — Смешные люди! — Пьер, чиновник-взяточник
1977 — Фронт за линией фронта — генерал Антонов
1978 — Лишние люди
1978 — Отец Сергий — Николай I
1978 — Прощальная мазурка — Александр II
1979 — Поэма о крыльях — Туполев
1980 — Благочестивая Марта — Дон Гомес
1980 — Мой папа — идеалист — Сергей Юрьевич Петров
1981 — Факты минувшего дня — Василий Максимович Сорогин
1981 — Два голоса (новелла «Тёмные аллеи») — Николай Алексеевич, военный
1981 — Фронт в тылу врага — генерал Антонов
1981—1982 — Россия молодая — шхипер Уркварт
1982 — Вот опять окно… (новелла «Сто роялей») — главная роль
1982 — Монт-Ориоль (фильм-спектакль) — Вильям Андермат
1982 — Остров сокровищ — сквайр Трелони
1984 — Время желаний — Николай Николаевич, композитор
1984 — Время отдыха с субботы до понедельника — Алексей
1984 — Европейская история — доктор Хайден
1984 — Идущий следом — Игорь Александрович
1984 — Огни — банкир Популаки
1984 — Перикола — Панательяс, начальник полиции
1986 — Исключения без правил (киноальманах) (новелла «Голос») — невропатолог
1986 — Лицом к лицу — князь Евгений Ростопчин
1986 — Тайна Снежной королевы — Барон, Которого Нет
1987 — Гардемарины, вперёд! — Лесток
1987 — Загон (СССР, Сирия) — генерал Джордж Белл
1991 — Дело Сухово-Кобылина — Арсений Андреевич, генерал-губернатор
1991 — Чокнутые — генерал-рогоносец
1992 — Тартюф — Оргон
1993 — Владимир Святой — Владимир Святославич
1993 — Провинциальный бенефис — трагик Озвучивание[ | ]
1970 — «Ференц Лист. Грёзы любви» — император Николай I (роль С. И. Иванова)
Участие в фильмах
1972 — «Прежде всего — театр» (документальный)
1988 — «Жить, думать, чувствовать, любить…» (документальный)
Сокровенное
Много лет в театре об актере сплетничали, что он не оставляет вниманием ни одну симпатичную женщину. Он обожал женщин, у каждой знакомой в момент встречи обязательно интересовался ее жизнью, семьей, детьми.
Одновременно с этим он был ревнивым человеком, который был убежден: мое и только мое. Таким был Владислав Стржельчик. Личная жизнь его была связана с его супругой, Людмилой Павловной, которую он искренне любил.
В их доме всегда был идеальный порядок. Они умели жить красиво. Дом Стржельчиков отличался от других тем, что там все было изысканно.
Однажды на сцене актер забыл кусочек своего текста и даже не понял, что произошло. Диагноз, который ему поставили, поражал своей жестокостью: рак мозга. Уходил он долго, мучительно.
И никто из знавших его не мог поверить, что это конец. Ведь Стржельчик и смерть просто не вязались один с другим. Таким остался в памяти миллионов Владислав Стржельчик.
Семья его была небольшой, но в ней царила любовь. Актер был как сама жизнь. Сердце его остановилось 11 сентября 1995 года.
Личная жизнь: «Я тебя люблю, но театр я люблю больше»
Вторая жена Владислава Стржельчика — Людмила Шувалова в роли Луизы Брайант в спектакле Георгия Товстоногова «Правду! Ничего, кроме правды!». Ленинград, 1968 год. Ленинградский академический Большой театр имени М. Горького, Ленинград. Фотография: Максим Блохин / ТАСС
Владислав Стржельчик был женат дважды. Его первой супругой стала артистка оперетты Ольга Смирнова. В браке у них родилась дочь Марина Стржельчик-Смирнова.
В конце 1940-х Стржельчик и Смирнова расстались. А в 1950 году на гастролях в Сочи артист познакомился с будущей второй супругой — актрисой Людмилой Шуваловой.
Несколько месяцев они переписывались, а вскоре поженились. Ради Стржельчика Шувалова переехала из Москвы в Петербург.
Актриса вспоминала: «Когда мы стали жить вместе, Владик сказал мне: «Я тебя люблю, но театр я люблю больше». Я, конечно, обиделась, но помнила это всегда. Я подарила ему свою жизнь…» Вместе Стржельчик и Смирнова прожили больше 40 лет, до смерти актера в 1995 году. Детей у них не было.