Сергей Шевкуненко был одним из звёздных детей советского кинематографа. Когда на экраны вышел фильм «Кортик», Серёже исполнилось 14 лет, его заваливали письмами, девчонки высматривали у подъезда, а мальчишки завидовали его славе.
Но жизнь актёра сложилась очень плохо, трагически оборвавшись в 35 лет. Как же так получилось?
Сергей был вторым ребёнком в семье, поздним (родителям было уже по 40 лет) и очень любимым. Он родился 20 ноября 1959 года в Москве, старшей сестре тогда исполнилось 14.
Мать — актриса, отец — директор «Второго творческого объединения» «Мосфильма», написавший в честь рождения сына пьесу «Серёжка с Малой Бронной».
Через четыре года в возрасте 44 лет отец внезапно умирает от инфаркта, маме пришлось растить детей одной.
Она устроилась на «Мосфильм» ассистентом режиссёра Эльдара Рязанова. Серёжа рано научился читать, запоем глотал книги, рос подвижным и способным мальчиком.
Когда ему было 13, а сестре 27 лет, она (актриса, закончившая ВГИК) вышла замуж за однокурсника-еврея, с которым эмигрировала в Израиль, оттуда пара уехала в Америку.
Серёжа тяжело переживал разлуку с сестрой, любившей и баловавшей своего младшего братишку.
Может быть, это сказалось, а, возможно, просто настал подростковый переходный возраст, но мальчишка сдружился с дворовыми хулиганами, причём, стремился верховодить в новой компании и даже попал на учёт в детской комнате милиции.
Мама решила увлечь сына чем-то захватывающим и привела его на очередные кинопробы, у мальчика уже были две крохотные роли в кинофильмах «Сестра музыканта» (1971) и «Пятьдесят на пятьдесят» (1972).
Серёжу утвердили на главную роль в фильме «Кортик» режиссёра Николая Калинина по приключенческой повести Анатолия Рыбакова.
Трехсерийный фильм, вышедший в 1974 году, имел огромный успех, тут же начали снимать продолжение — «Бронзовую птицу».
После этого у Шевкуненко был огромный выбор ролей, многие хотели снять одарённого паренька, он даже повыбирал из предложений и сыграл подростка Митю в приключенческом фильме «Пропавшая экспедиция» режиссёра Вениамина Дормана про поиски золота в Сибири.
На съёмках его бунтующая натура проявилась неприглядно. В свои 15 лет выпивал, приводил каких-то девушек.
В общем, в продолжении («Золотой речке») Дорман снимать Сергея не стал, а исчезновение его героя в картине объясняется его отъездом на учёбу в университет.
А вот Сергею не удалось получить достойное образование. Даже техникума ему не светило, он оказался в ПТУ, водился со шпаной и как-то, выпив, пристал к пожилому собачнику.
Тому не понравилось, что пьяный Шевкуненко лезет обниматься с его собакой, они повздорили, и актёр распустил руки, за хулиганство был осуждён на год.
После отсидки устроился на «Мосфильм» осветителем, и он, и мать надеялись, что его снова пригласят сниматься.
Но во время одной из пьянок с рабочими студии не хватило закуски, и Сергей взломал буфет. Вроде бы не сильная провинность, но ведь это кража со взломом. И вновь срок! Четыре года.
Отсидел, правда, только год, условно-досрочное освобождение открывало ему путь к нормальной жизни, ведь взяли на прежнее место работы, пожалели мать, да и парня.
Однако, отсидка не вправила Сергею мозг, всё стало ещё хуже. Он залезает в квартиру, про которую знает, что в ней есть дорогие вещи. Украл, попытался продать, и его опять сажают на четыре с половиной года.
На этот раз никакого досрочного освобождения, более того, срок вырос на полтора года за попытку бегства.
Шевкуненко полностью осваивается в лагерной жизни, его уважают зеки, он учится шулерству, в совершенстве осваивая карточную игру и, похоже, будущее его предопределено.
Выйдя из лагеря, находит себе жену Елену, но она разводится с Сергеем, когда тот снова уезжает на зону за торговлю оружием. Выйдя на волю, Шевкуненко становится профессиональным картёжником, естественно, шулером.
Известно, что в конце 80-х в Москве открылось подпольное игорное заведение, а хозяином его был предприимчивый пожарный с «Мосфильма».
Шевкуненко носил тогда кличку Артист и неплохо зарабатывал, обжуливая игроков, обуреваемых страстью к картишкам. Последняя его отсидка была в колонии «Владимирский централ» за сбыт краденых икон.
Выйдя в 1994 году на свободу, Шевкуненко перестаёт быть Артистом, признавая только кличку Шеф. Нет больше СССР, а Москва поделена на зоны между бандитскими ОПГ (организованными преступными группировками).
Шеф создаёт «Мосфильмовскую ОПГ» и становится её лидером, властным, жестоким и безжалостным.
Банда занимается рэкетом, наркотой, угоном машин и прочими преступными делишками, вступая в вооружённые разборки с другими бандами, похищая, пытая и уничтожая заложников и конкурентов. Шевкуненко сидит на кокаине и разъезжает на кадиллаке.
У него появляется юная прекрасная подруга и, казалось, жизнь улыбается молодому бандиту. Но тучи над его головой уже сгущались.
Если ему удалось склонить к сотрудничеству лидера могущественной «Осетинской ОПГ», то с «Казанской» не получилось поделить сферу влияния в приватизации жилья.
Сергей хотел на время затаиться за границей. Вместе с матерью они оформили документы для выезда к сестре Шевкуненко в Америку, однако, сбежать им не удалось.
11 февраля 1995 года киллер выстрелил в Шефа в подъезде, тому удалось забежать в свою квартиру, но убийца ворвался вослед. Убил выбежавшую 75-летнюю мать Сергея, а затем добил и его.
В то время убивали в Москве практически каждый день. Кто теперь вспомнит имена Гоги Ереванского, Гены Шрама, Серёжи Бороды или Виктора Сказки?
А вот Сергея Шевкуненко знают и вспоминают, но, конечно, лишь благодаря его ярким детским ролям.
Очень жаль того мальчишку, перед которым открывались все возможности, и который в какой-то момент свернул не туда.