Брат и сестра Гриценко блистательно выступали на театральных подмостках. Поклонники целенаправленно шли в театр им. Станиславского «на красивую Лилию» или в театр Вахтангова «на невероятного Николая».
Фильмы с их участием имели оглушительный успех среди зрителей. Это Лилию, как воплощение женской красоты, в 1953 году отправили представлять нашу страну на Венецианском кинофестивале.
Николая же, считали искусным мастером перевоплощения и неподражаемым актером. Несколько десятилетий подряд он был востребован у лучших кинорежиссеров страны.
К сожалению, роли, которые предложила им сама жизнь, оказались куда более жесткими и бесчеловечными.
Детство
Николай Гриценко появился на свет в 1912 году, в Екатеринославской губернии. Через пять лет в семье родилась Лилия. Их детство пришлось на гражданскую войну. Семье часто приходилось «путешествовать» по округе, спасаясь от голода и разрухи.
Колю с детства интересовала всевозможная техника. Он часами напролет мог сидеть, пытаясь отремонтировать и собрать сломанный инструмент.
Своё будущее парнишка видел только в рабочей специальности. Поэтому сразу же после окончания семи классов, отправился в транспортный техникум. Затем устроился на завод техником-смотрителем.
Вот только в душе Николай всегда был лицедеем. Он любил подурачиться, «травил» байки, веселил работяг своими шутками.
Однажды кто-то из коллег посоветовал ему поступать на музыкально-драматический рабфак. Конечно же, талантливого Гриценко сразу приняли.
Его сестра Лилия обладала великолепным голосом от природы. С малых лет девочка обожала напевать, но грезила о профессии архитектора.
Переезд в Москву и карьера
В 1937 году главу семьи, инженера и директора завода Олимпия Гриценко арестовали. Его супруга Фаина Васильевна, 25-летний Николай с молодой супругой Зинаидой и 18-летняя Лилия спешено покинули малую родину и перебрались в Москву.
Здесь Николай с первой попытки поступил в Щукинское училище при театре Вахтангова. Еще будучи студентом начал выходить на сцену.
Получив диплом, был зачислен в театральную труппу под руководством Рубена Симонова. Он то и стал для начинающего актера самым главным проводником в мир большого искусства. О творческом союзе эти двух гениальных личностей до сих пор складывают легенды.
«Мастер перевоплощения», «лучший лицедей послевоенной России», «гений», так говорили и говорят коллеги о Николае Олимпиевиче Гриценко.
Актера такого большого таланта, который смог бы «влезть в шкуру любого героя» будучи при этом столь убедительным и органичным, история советского кино пока не знает.
Как настоящий мастер своего дела, актер подсматривал своих персонажей где угодно. В магазине, в автобусе, на Арбате, в пивной.
Искал подходящую походку, мимику, жесты. На репетициях, даже без грима и костюма, он мог выдать на одного героя порядка десяти образов.
Своего Мышкина в постановке «Идиот», Николай сыграл впервые в 46 лет. И потом еще долгие годы не мог с ним расстаться.
Уже будучи пожилым, он все никак не хотел отдавать свою любимую роль молодым актерам, утверждая, что выстрадал её и душой, и сердцем.
Москва приняла Лилию благосклонно, как и брата. Её творческая карьера тоже складывалась интересно. Еще школьницей её, обладающую необыкновенно красивым тембром голоса, отправили на конкурс вокальных исполнителей, где она была удостоена высокой награды.
После чего Лилии дали направление на учебу в оперную студию при Большом театре. Позже девушка перевелась в оперно-драматическую студию Станиславского, которую успешно окончила.
Ей прочили блестящую карьеру на сцене Большого. К сожалению, Лилия потеряла голос. Но к счастью, нашла себя в драматическом искусстве, поступив на службу в Театр им. Станиславского.
Рассветом творческого пути Лилии мог бы стать 1950 год. Именно тогда она приняла участие в картине Александра Довженко «Прощай, Америка», сыграв в дуэте с братом влюбленную пару двух представителей американской элиты.
Но фильм в прокат не вышел. Более полувека картина Довженко пролежала на полках. Мир смог увидеть её уже после смерти и актеров, и режиссера.
Звездной ролью Лилии стала роль животновода в фильме Михаила Калатозова «Верные друзья». Яркий, красивый, позитивный, с хорошей энергетикой фильм прогремел на весь Советский Союз.
Главную героиню называли не иначе, как воплощением женственности, интеллигентности и верности.
Но мало кто мог догадываться, что в жизни 36-летней Гриценко в тот момент разыгрывалась настоящая семейная драма.
Личная жизнь
Еще в студенческие годы Лилия вышла замуж за режиссера Бориса Равенских. Он ставил постановки специально под жену, недоброжелатели шептались, что лишь благодаря протекции супруга, актриса востребована у зрителя. А она с каждым выходом на сцену демонстрировала удивительный талант.
Сейчас доподлинно неизвестно, кто из супругов первый переступил черту вседозволенности. В кулуарах театра ходили слухи, что у Бориса завязался роман с новой актрисой Верой Васильевой.
Узнав об этом, Лилия призвала мужа одуматься. Но время шло, ничего не менялось. Тогда она назло мужу закрутила отношения с молодым артистом Александром Швориным, который был младше её на 14 лет.
Кто-то был уверен, что это Лилия первая ушла от мужа, не выдержав ревности. А уже после её стали замечать в компании Шворина.
Как бы то там ни было, в 40 лет Лилия оказалась без семьи. И без театра, —Равенских приложил все усилия, чтобы ее уволили. Актриса «топила» горечь разочарования в бокале.
Эта пагубная привычка не позволяла ей надолго задерживаться в других театрах. Были случаи, когда она выходила на сцену в таком состоянии, что приходилось прерывать спектакли.
В это же самое время кризис настал и в личных делах ее брата. После 25 лет семейной жизни Зинаида приняла решение уйти от Николая.
Мужчина очень тяжело переживал развод. Всю остававшуюся жизнь он пытался найти ту единственную, похожую на его прежнюю жену. Но счастья так и не было.
Правда, в отличие от сестры, Николай был востребован и любим публикой. Трилогия «Хождение по мукам», сделала Гриценко звездой недосягаемой величины.
Затем было полное перевоплощение актера в фильме «Анна Каренина». Сегодня уже сложно представить кого-то другого в роли Каренина.
Настолько точно Николай Олимпиевич вжился в образ своего героя,—смешного и нелепого, и в то же время ранимого и тонкочувствующего.
Результатом его гениальной игры, стали восторженные очерки критиков, пишущих о том, что фильм был снят не про Анну, а про трагедию её мужа Каренина.
Николай Гриценко очень любил женщин. И после расставания с Зинаидой пережил еще несколько бурных романов. От брака с Инной Малиновской у актера появилась дочь Екатерина.
Но до рождения дочери у него были отношения с фотографом Галиной Кмит, которая тоже родила ему ребёнка. Сына Дениса Гриценко так и не признал.
А вот у Лилии детей не появилось. После увольнения из театра, она еще долго не могла найти работу. Лишь в начале 60-х Борис Равенских, возглавив Театр им. Пушкина, пригласил бывшую жену в труппу театра. Здесь она и проработала до самых последних дней своей жизни.
Последние годы
С плохими привычками актриса мужественно боролось. И хотя они иногда возвращались, Лилия активно снималась. Пусть роли были небольшими, но их всегда хватало.
В 1971 году брат и сестра Гриценко вновь смогли встретиться на одной съемочной площадке в фильме «Весёлые Жабокричи».
В момент съемок они были еще близки. Что случилось после, неизвестно. Даже коллеги по цеху не брались судить о том, что стало причиной ссоры между родными людьми. Доподлинно известно лишь о том, что Лилия навсегда вычеркнула брата из своей жизни.
Николаю Гриценко было уже за 50, когда он начал стремительно терять память. Похоронив родного человека — маму, с которой он никогда не расставался, и с которой его связали самые теплые воспоминания, актер впал в сильнейшую депрессию.
Одиночество, потерянность усилились после того, как ушел из жизни его самый близкий друг Рубен Симонов.
Свои последние роли в фильмах «Семнадцать мгновений весны» и «Два капитана» народный артист уже не мог играть без суфлера.
И в той, и в другой картине он зачитывал текст с картонных шпаргалок, которые разворачивали перед его глазами. Но никто из зрителей даже и предположить не мог об этом. Настолько герои Гриценко были безупречны.
Зимой 1979 года, всеми забытый актер скончался в психиатрической больнице. Его отвезли туда прямо из театра, на сцене которого он потерялся и не смог найти выход во время спектакля.
В психиатрической больнице сердце Николая Олимпиевича не выдержало. Незадолго до этого он открыл холодильник и из-за проблем с памятью случайно взял чужие продукты. За что его сильно побили соседи по палате.
Спустя 10 лет его сестра Лилия была обнаружена в собственной квартире, без признаков жизни.
Почему последняя супруга не навещала Николая Олимпиевича? Почему в театре, которому он отдал более 30 лет жизни, не озаботились его дальнейшей судьбой? И где, в конце концов, были высшие чиновники, даже не вспомнившие про народного артиста? Неизвестно…